Звезда и смерть Хоакина МурьетыЗвезда и смерть Хоакина Мурьеты

Обложка CD «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

Великий чилийский поэт Пабло Неруда в 1967 году написал драматическую кантату «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты» обошедшую многие сцены мира. Использовав мотивы этой кантаты, в 1974 году был создан спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Впервые поставленный в Московском театре имени Ленинского комсомола Марком Захаровым, спектакль прожил на сцене этого театра 18 лет. В 1978 году была осуществлена новая студийная постановка, послужившая основой для записи винилового диска. В 1985 году на экраны кинотеатров вышел художественный фильм режиссёра В.Грамматикова с одноимённым названием «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

Аннотация к CD-изданию 1997 года.

Спектакль я не видел, а вот фильм посмотреть довелось. Красочный видеоряд удачно положен на «содержимое» рок-оперы. Большинство музыкальных номеров было переработано в соответствии с «киношными» требованиями, но ничуть от этого не пострадали.

Кадр из фильма. Тереса – Алёна Беляк, Хоакин Мурьета – Андрей Харитонов

В роли Хоакина в фильме снялся прекрасный актёр Андрей Харитонов, но наиболее яркое впечатление на меня произвёл образ Смерти, в исполнении Александра Филиппенко.

Кадр из фильма. Смерть – Александр Филиппенко

В 2006 году в «Торнадо Видео» выпустили DVD-версию фильма, но на оцифровку попала прокатная копия фильма весьма низкого качества как изображения, так и звука, что для музыкального фильма – нонсенс. Хотя на обложке нам обещают Surround DD 5.1, это относится лишь к рекламным роликам, предваряющим фильм.

Собственно же в рок-опере, тогда ещё на виниле, меня очаровал голос, исполняющий партии Хоакина и Смерти, – голос проникновенного тембра и невероятного диапазона. Но фамилия исполнителя мне тогда ни о чём не говорила, – он не был «засвечен» ни на радио, ни на телевидении, впрочем, как и до сих пор.

Список треков

Композитор Алексей Рыбников
Либретто Павла Грушко
По мотивам драматической кантаты Пабло Неруды


Действующие лица и исполнители:

Звезда, Тереса – Ж.Рождественская
Хоакин Мурьета, Смерть – Г.Трофимов
Блаженный-Заика, Шарманщик – Ф.Иванов
Трёхпалый – А.Паранин
Чилийцы, Ренджеры – С.Беликов, Ф.Иванов, А.Паранин, В.Кривопущенко, В.Наумов, А.Курдюмов, Г.Трофимов, А.Садо
Девочка-чилийка – Оля Рождественская
Девицы – Ж.Рождественская, Е.Шанина

Инструментальный ансамбль театра Ленинского комсомола «Аракс»:
Ю.Шахназаров – гитара, соло; С.Рудницкий – акустическая гитара, бас-гитара, рояль, орган, синтезатор; С.Беликов – бас-гитара, флейта; А.Абрамов – ударные; В.Голутвин – акустическая гитара, банджо

Струнная группа Государственного симфонического оркестра СССР, медная группа Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио, струнный квартет Большого театра СССР, московский Камерный хор, хормейстер Т.Агаева

Режиссёр – Ф.Иванов
Дерижёр и постановщик – А.Рыбников
Звукорежиссёры – Н.Данилин, С.Богданов
Редактор – А.Качалина

Юнона и Авось
Опера «Юнона и Авось» написана Алексеем Рыбниковым и Андреем Вознесенским в 1978-1979 гг.
В 1980 году на «Фирме Мелодия» была записана фонограмма для двойного альбома оперы.
Первое публичное прослушивание записи оперы состоялось 9 декабря 1980 года в Церкви Покрова в Филях в Москве. По соображениям политической цензуры издание оперы было запрещено.
В 1981 году «Юнона и Авось» была впервые поставлена на сцене московского театра «Ленком» режиссёром Марком Захаровым.
В 1983 году «Фирмой Мелодия» был издан двойной альбом с записью оперы.

Из аннотации к CD-изданию 1996 года.

Обложка винилового диска «Юнона и Авось» выпуск

Для многих образ графа Резанова неразрывно связан с именем Николая Караченцова, – оглушительный многолетний успех постановки, на CD и DVD выпущены версии спектакля именно с его участием…

При всём моём уважении к Караченцову как к актёру, всё же считаю, что опера, это, прежде всего, вокальное искусство, а здесь альтернативы голосу Геннадия Трофимова просто не может быть!

Геннадий Трофимов

Кстати, в записях обеих опер звучит ещё один золотой голос России. В «Юноне» это пронзительно-эмоциональная «Ария Пресвятой Девы», а в «Мурьете» – трагически-надрывная «Колыбельная не родившемуся сыну».

Список треков

Композитор Алексей Рыбников
Либретто Андрея Вознесенского


Действующие лица и исполнители:

Резанов – Г.Трофимов
Кончита – А.Рыбникова
Федерико – П.Тилс
Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий – Ф.Иванов
Голос Богоматери – Ж.Рождественская
Солист в прологе – Р.Филиппов
Давыдов – К.Кужалиев
Хосе Дарио Аргуэльо – А.Самойлов
Молящаяся женщина – Р.Дмитриенко
Молящаяся девочка – Оля Рождественская
Моряк – В.Ротарь
Группа молящихся – А.Садо, О.Рождественский, А.Паранин

А.Рыбников – синтезаторы, рояль, клавесин
Группа ударных инструментов. Руководитель М.Пекарский
Государственный академический русский народный хор СССР, художественный руководитель И.Агафонников
Оркестр. Дирижёры: А.Рыбников, А.Корнеев

Переводы на испанский язык Педро Корреа Васкеса, А.Мансуровой
Постановка А.Рыбникова
Звукорежиссёры – Ю.Богданов, С.Богданов
Редактор – Е.Лозинская