Аттракторы
Я не спрашиваю, как вы относитесь к абстрактной графике, думаю, вполне лояльно. Вам ведь нравятся фракталы? А что может быть абстрактнее фракталов, даже не смотря на мои попытки их «причесать». Ну, а как вы посмотрите на абстрактную скульптуру? Правда аттракторы, а речь в этой главе пойдёт именно о них, мало похожи на скульптурные композиции, хотя и являются, по сути, трёхмерными объектами. Их изображения лишены объёма и перспективы, посему кажутся плоскими, и об их реальной форме (насколько вообще здесь уместно слово – реальность) практически невозможно догадаться, если не попытаться рассмотреть их со всех сторон, а такая возможность нам будет предоставлена.

Но прежде чем заняться аттракторостроением, запаситесь хорошей мышкой: от надёжного бренда, с максимальным ресурсом левой кнопки, поскольку клацать ею придётся много. Это как раз тот случай, когда: «А чё тут думать – прыгать надо!».

Аттракторы единственные из рассматриваемых здесь фракталов, когда клик по кнопке генерации нового, действительно генерирует что-то доселе невиданное. И так…

Жмём на кнопочку New attractor и смотрим, что это у нас такое получилось. Вернее всего, вашему взору предстанет нагромождение каких-то кристаллоподобных структур – серых и невзрачных. Попытка подредактировать формулу кликом по кнопке Reset all parameters, generate and draw new attractor ожидаемого эффекта не даст, просто сгенерируется новая «куча-мала» (вообще-то редактор существует и для аттракторов, вот только находится он в неожиданном месте, но об этом чуть позже). Можете клацать кнопкой хоть до второго пришествия – двух одинаковых вы всё равно не увидите, так что будьте внимательны – не проморгайте «шедевр», откат для процесса генерации не предусмотрен.

Новоявленный аттрактор

Картинку в окне можно просто перемещать мышкой с зажатой левой кнопкой, а масштабировать либо лупами тулбара Zoom inZoom out, либо (с зажатым Ctrl) плюсом-минусом на кейпаде. Работает и двойной клик мыши: левой – для увеличения, правой – уменьшения (подробнее – на скриншоте ниже).

Quaternion and 3D attractors navigation help

Обратили внимание на чёрные стрелки-треугольники на обрамлении окна аттрактора? Это «ротаторы». То есть, нажимая на них, мы можем аттрактор вертеть «с боку на бок». К такому же эффекту приведёт и нажатие курсорных клавиш (вот только кнопок для диагонального вращения на клавиатуре нет). Если вы уже сдвинули фигурку с её законного места, не удивляйтесь, если при вращении она будет стараться «завернуть за угол». Дело в том, что геометрический центр (точка пересечения координат) вовсе не обязан совпадать с центром видимой фигуры, а крутится-то она как раз вокруг этого невидимого центра. Это будет иметь значение при анимации с вращением, пока же можете мышкой вернуть беглянку в «стойло».

Не исключаю, что скоро эти «стальные джунгли» вам поднадоедят и захочется чего-нибудь посвежее. Спешу вас обрадовать: аттракторы, это не только IFS (а как раз этот тип генерируется по умолчанию), есть ещё ровно дюжина других формул, спрятанных в пункте меню Attractor. И предстанут вашему взору «листы проржавевшей жести», «мятые пластиковые салфетки», «мотки проволоки» (точнее, «странные линии» – Strange lines) и ещё более вычурные произведения авангарда, коим и эквивалента в богатом русском языке не подобрать.

Но, довольно бездумного клацанья, остановимся на чём-нибудь, не шибко режущем взор.

Галстук-бабочка

Вот только колер бедноват – чернёное серебро, какое-то – позолотим игрушку? Кликаем на помощь палитру Edit palette. Но что это, где привычный набор красок? Какой-то чёрно-белый светофор…

3D attractor palette

Оставим сам «светофор» пока в покое, обратим взор на «подвал» – Attractor’s parameters editor. Ба, так вот где «собака порылась» – пропавший со своего законного места редактор! Однако число параметров, а также их «зубодробительный» формат, вгоняют в лёгкий трепет. Но, коль вам терпения не занимать, да и времени вагон – флаг вам в руки – дерзайте!

Разлинованный (как для игры в крестики-нолики) квадрат выше редактора – тот же ротатор. Вдоволь натешившись и закрутив голову не только аттрактору, но и себе, кликните по «крестику-нолику» в центре, и аттрактор вернётся в первоначальное положение.

Сравнение палитры со светофором близко к истине, хотя и не совсем точное. Действительно, вместо красок здесь используется освещение. Кто хоть раз фотографировался в студии у нормального фотографа, помнит, вероятно, как тот колдует с кучей разнообразных софитов: какие-то ставит близко, высвечивая лицо направленным узким лучом; другими подсвечивает фон; третьими, с отражателем зонтиком, создаёт общее рассеянное освещение. Так и здесь, только светильников всего два, но зато комбинированных. Если нажать на лампочку «Light sources» window, то мы увидим их «висящими в пространстве».

«Light sources» window

Жёлтому квадратику соответствует First light source, зелёному – Second light source. Первый несёт на борту три фонаря (Light 2 – лишь пару): Ambient – окружающий, дающий основную засветку; Diffuse – рассеянный, дополняющий световую картину; Specular… не буду «спекулировать», но подозреваю, что это точечный источник света, акцентирующий отдельные грани освещаемого объекта. Если вы хоть что-то поняли из столь туманного объяснения, прямая вам дорога в осветители :).

Перемещать «светильники» относительно осей X и Y можно и мышкой (двигая те самые квадратики в «безвоздушном» пространстве), а вот относительно оси Z, только корректируя значение в соответствующем окошке. Правда, критично оно (положение по Z) только для точечных источников Specular (рассеянному и окружающему – до лампочки). Стоит уточнить, что ось Z пролегает перпендикулярно плоскости картинки, причём нуль находится где-то в объёме фигуры, и большие положительные значения могут увести источники света за объект – они просто перестанут его освещать.

В соответствие с вышеизложенным, освещение объекта советую начинать именно с позиционирования точечных источников света, «погасив» основную подсветку Light 1 (Light 2 по умолчанию и так погашен). А уже затем понемногу добавлять Ambient и Diffuse. Цвета для освещения рекомендую брать сочетающиеся друг с другом (лежащие в спектре рядом): красный – жёлтый; жёлтый – зелёный; голубой – зелёный; красный – синий… Последний вариант – не ошибка: хотя красный и синий цвета находятся на разных краях спектра, но в спектральном кольце они соседи, дающие в совокупности фиолетовый цвет.

При желании вы можете сменить и цвет фона, кликнув по кружочку с подписью Background color и выбрав удовлетворяющий вашему замыслу (хотя, что может быть лучше строго-чёрного).

Положим, полученная картинка радует ваш взор, но мелковата. Лезем в меню Sise, и выбираем достойный вашего шедевра. Картинка стала какой-то «разреженной», в сплошной текстуре появились дыры? Не беда. Просто я забыл сказать, что на самом деле аттрактор не сплошная фигура, а лишь скопище точек, количество которых зависит от «глубины» просчёта формулы (по-научному – числа итераций). Изменить это значение можно с соответствующей кнопки Select the count of iterations for current 3D attractor.

Ещё одно маленькое замечание: при размере равном или большем 640 пикселям по любой стороне позиционировать аттрактор мышкой не получится.

Галстук-бабочка во всей красе!

И не забудьте сохранить плоды трудов ваших!