Выбор фрактала
– Почему Выбор, а не, к примеру, Редактор? – спросите вы.
А всё уже «отредактировано» и без нас, нам же дозволено лишь выбирать. Другое дело, что выбирать-то действительно есть из чего: десятки и сотни различных параметров в нескольких блоках, причём «вложенных» друг в друга. Простой пример: два варианта для двух параметров пары формул дадут восемь различных результатов (2*2*2=8). Вот и представьте, сколько можно «выбрать» фракталов, если число возможных состояний каждого из имеющихся окошек рассматривать как степень в общей геометрической прогрессии. Число это воистину бесконечно. Ну а мы, для краткости, будем именовать сей инструмент Селектором.

Говорят, что если обезьяне всучить печатную машинку и не лимитировать её бумагой и временем, то рано или поздно из-под её «пера» выйдут все шедевры мировой литературы. Селектор даёт нам примерно такую же возможность. Представляете – сколько «макулатуры» придётся перелопатить в этом случае? А «отделить зёрна от плевел» – это уже наша задача, но мы ведь и не обезьяны :).

Отправной точкой для «селекции» можно выбрать любой доступный спот или тот же «классический» (надо же с чего-то начинать). Кликнем по кнопочке Select fractal и внимательно рассмотрим появившееся окно. Честно предупреждаю – каких либо рекомендаций в последовательности действий нет в принципе, а уж предсказать результат не взялся бы и Нострадамус. Я постараюсь хотя бы перечислить основные «действующие лица».

Select fractal

Большая «форточка» слева, пестрящая надписями на «тарабарском» языке – список названий доступных формул (в «подоконнике» отображается непосредственно формула). Их около полутора сотен штук и они рассортированы по девяти группам. Ещё более полусотни найдёте на закладке Sterling (здесь названий нет – только «голые» формулы). А вот среднюю закладку User formula не трогаем, это не для нас. Это для тех, с логарифмическими линейками наперевес. Остальным, которые «с лопатами и вилами», то бишь с клавами и мышами, жмать только там, где положено, где стрелки-кнопки и «клетки для птичек». Конечно, если вы считаете, что доросли до написания собственной формулы – дерзайте, но тут я вам не помощник. Могу лишь порекомендовать найти в «пакете» FE и прочесть файл compiler.htm, правда, он на английском.

Но получающийся рисунок определяется не только формулами. В блоке Parameters для каждой может быть до двух списков функций (по четыре десятка на список), и до четырёх числовых параметров. В блоке Filter properties можно выбирать фильтры. А они, в свою очередь, тоже имеют параметр – Filter limit и режимы наложения – три «насеста» чуть ниже (только не спешите засаживать всю троицу – «голубки» частенько противоречат друг другу). Кроме того, фильтры подвержены трансформации (список Transform). А включение флага View as Julia в блоке Julie-set буквально подменяет фрактал, и там, разумеется, есть что изменять.

Выбирать нужные строки в выпадающих списках Functions, Filter properties, Transform, а так же и сами формулы, удобнее курсорными клавишами (открывать и закрывать группы формул можно курсорами «вправо», «влево»). Для этого нужно выделить одну строку мышкой (а может кто-то ещё помнит о переключении по Tab :), а затем, нажимая на клавиши «вверх» или «вниз», наблюдать за изменениями в превью. Подобный подход применим и к некоторым числовым параметрам.

Особо отчаянные могут попытаться куда-нибудь цифирьку ручками воткнуть, если получится. Можно поэкспериментировать с числами в окошках, имеющих справа стрелочки, так как часто приращение значений с их помощью происходит с шагом отличным от единицы, да и то максимум в двух разрядах, а иногда лучше не суетиться (число разрядов после запятой задаётся в Editable digits in fractal parameters на закладке System «предпочтений»).

Обратите внимание и на ручонку Visual selection of the parameters справа от превью. Рукопожатие с оной откроет чёрный квадрат (нет, не Малевича) с координатными линейками и «звёздочками», их может быть столько, сколько имеется парных окошек с цифирьками (по звёздочке на каждую пару, подписанных как Real и Imag). Звёздочки можно перемещать по «ночному небу» мышкой, положение определяет числовые параметры (намного быстрее и нагляднее, нежели изменением самих чисел, но для «тонкой» настройки не годится).

Visual selection of the parameters

Само небо тоже послушно мыши, а в контекстном меню (его видно на скриншоте), вызываемом правым кликом, можно изменить масштаб координат, а так же быстро добраться до центра, если вдруг вас занесёт на периферию «Галактики». Если в вашем распоряжении окажется зелёненькая звёздочка, а её перемещение ни к каким видимым результатам не приводит – вероятно не включен флаг View as Julia в блоке Julie-set, ибо именно «Юлины» параметры и представлены зелёненькой.

Теперь о блоке над превью. Max iterations определяет детализацию рисунка на границе с чёрными областями (их ещё называют Infinity – бесконечность), а Bailout влияет на форму и размер монотонно окрашенных участков. Повторюсь, невозможно предсказать результат конкретного действия, всё вышесказанное имеет частный предварительный характер. С помощью Rotation потренируйтесь в «столоверчении». Что позволяет себе птица в клетке N-set method, не берусь даже объяснить, а пернатая Inverted не инвертирует картинку в фотографическом смысле, а буквально «выворачивает» фрактал наизнанку.

Навигация в превью упрощена, никаких двойных кликов и управляющих клавиш – двигаем картинку мышкой и клацаем по лупам. Можно, конечно, подкорректировать координаты вручную – блок Coordinates справа вверху, но занятие это неблагодарное. Флажок const, там же, фиксирует положение нашей виртуальной камеры, и при смене формулы координаты не сбрасываются.

Если вам подвернётся особенно «тормознутая» формула, включите флаг, что выше лупы с плюсом – размер превью уменьшится, и рендеринг будет происходить чуть быстрее. Хинт на превью рекомендует: «Для точного центрирования картинки (что может потребоваться для симметричных фракталов, для которых симметрия и центровка суть одно и то же), подгоните центр «на глаз». Затем – два-три клика на кнопке «плюс», снова потягать-подогнать, опять пару кликов, ещё потягать… Несколько таких циклов, а затем – много-много «минусов», для возврата назад».

Если вы что-либо поняли в столь туманных инструкциях и у вас, вопреки здравому смыслу, получилось что-то путное, жмите Select – окно селектора закроется, а результаты ваших упорных трудов отобразятся в окне исходного паттерна (но не забывайте, что есть ещё «кривые» стрелки). Но можно поступить и по другому. Если вы так далеко отошли от «оригинала», что вариантом исходного его считать уже ну никак нельзя, или не можете выбрать между двумя близкими вариантами – жмите на Open as new, создаётся новый файл, но уже с вашим паттерном (а между подобными вариантами будет легче выбрать, если потом поставить их рядышком). Селектор в этом случае остаётся открытым, и можно продолжить свои поползновения в поисках идеала. Кнопка же Cancel просто прикроет «лавочку» без каких-либо последствий.
---»